Перестройка, обновление и демократия на РАФе.

Журнал Отчизна №10, за октябрь 1988 года, рассказывает о перестройке на Рижской автобусной Фабрике, РАФ:
Много лет коллектив РАФа пребывал в полной уверенности, что трудится прекрасно - популярные "рафики" расходились мгновенно, прямо с конвейера. И вдруг, как гром среди ясного неба, в апреле 1986 года с рафовской продукции был снят государственный Знак качества! Штрафные санкции составили несколько миллионов рублей, фонды материального стимулирования и социального развития сократили до минимума.
...
Оказалось, что предприятие хронически не выполняло план, чему способствовала неразбериха в организации производства.
...
О техническом перевооружении здесь только говорили. Рационализация - на нуле. Изобретательские заявки не рассматривались по полгода. Средний возраст руководителей - 52 года, а рабочего коллектива - 36 лет.


В общем, всё плохо.
Как же решили действовать?

По инициативе "Комсомольской правды", Министерство автомобильной промышленности СССР и ЦК Компартии Латвии организовало конкурс. Отобрали сначала 20 кандидатов, из них 5, и в финале представители трудового коллектива выбрали нового директора. Им стал 38-летний Виктор Боссерт, директор Омского завода коробок передач. За него проголосовало 387 из 444 человек.
Выборы директоров таким путём были популярны в те годы. Торжество перестройки и демократия в действии.

Микроавтобусы, которые выпускает РАФ, начинают пользоваться все большим спросом. Но В. Боссерт и не думает почивать на лаврах. Нерешенные социальные проблемы - головная боль молодого директора.

Итог: на РАФе из старых руководителей осталось 14 человек (сменилось 46, средний возраст управленцев помолодел на 10 лет). Годовой план выполнен досрочно - 24 декабря. Сверх годового задания выпущено 1046 микроавтобусов. Досрочно выполнен план и по экспортным поставкам. Установлены контакты с Институтом электросварки имени Патона-одним из самых крупных и авторитетных в области передовых методов сварки. Налаживаются связи с группой предприятий стран-членов СЭВ. Завод приступил к возведению в Риге своего инженерного центра. Совместно с французской фирмой LABE создана специальная машина для перевозки драгоценных металлов и денежных знаков. Созданы первые сто "рафиков"-специально для многодетных семей.
Так обстоят дела на производстве. Но и социальная сторона жизни не менее важна. Сдан в эксплуатацию новый клуб, первая очередь заводского пансионата на побережье Рижского залива, начато строительство пионерского лагеря в Крыму, работники завода получили 150 квартир.


Что же, судя по написанному, дела у РАФа пошли как надо. Успехи правда меня не впечатляют. Сделать больше годового плана в 16 000 микроавтобусов ещё 1046, и один инкассаторский броневик... По-моему, для огромного Советского Союза, это какой-то мизер.
Вообще, интересно всё это читать. Уже зная, что СССР вскорости развалится, а от РАФа ничего не останется.

По теме:
Автопоезда на ВДНХ.
Советские микроавтобусы РАФ.
"Авто легенды СССР" № 26. РАФ-2203 "Латвия".